Вступление в наследство.
Подробно рассказываем, какие нужны действия для получения наследства.
Как оформить документы? Куда обращаться? Как успеть в срок?
Недвижимость принимают в наследство по завещанию или по действующему законодательству, если завещания нет. И не все знают, как действовать в том и другом случае. Давайте разбираться.
Начнём с того, что для того, чтобы открыть наследственное дело, необходимы основания. Основанием может являться либо завещание, либо подтверждение родства и права наследования. Нужно помнить, что, независимо от завещания, нетрудоспособные родители, супруг или супруга, несовершеннолетние дети умершего вправе заявить права на обязательную долю в наследстве (не менее половины от той, что причиталась бы по закону).
В остальном процедура принятия наследства одинаковая по обоим основаниям.
Основное, что нужно знать для вступления в наследство - это сроки и порядок действий.
Итак, срок вступления в наследство фиксированный – шесть месяцев. Если вы не уложитесь в полгода, то вопросы по получению наследства придется решать через суд.
Теперь о том, что необходимо сделать и в каком порядке:
1. Заявить об открытии наследства у нотариуса по месту официального проживания (постоянной регистрации) умершего наследодателя или присоединиться с заявлением к уже имеющемуся наследственному делу (в этом случае часть документов уже есть в деле).
2. Выделить причитающуюся вам долю в наследстве умершего.
3. Получить свидетельство о праве на наследство.
4. Зарегистрировать право собственности на квартиру.
В общем картина ясна, но будет не лишним разобрать каждый пункт, чтобы понимать, какие документы необходимо собрать, где их взять и куда с ними идти.
Итак, первое, что нужно сделать, это собрать документы и обратиться к нотариусу для открытия наследства.
Перед визитом к нотариусу, необходимо собрать пакет документов, а именно:
- Свидетельство о смерти наследодателя.
- Свидетельство о рождении, свидетельство о браке или завещание. Если завещание оформлено на родственника, дополнительно представляется подтверждение родства с наследодателем.
- При оформлении обязательной доли в наследстве при наличии завещания на другого человека, вы обязаны представить подтверждение родства (свидетельство о браке, свидетельство о рождении) и пенсионное удостоверение, ели вы являетесь пенсионером, как подтверждение нетрудоспособности.
- Выписка из домовой книги по месту жительства наследодателя.
- Выписка из единого государственного реестра недвижимости.
- Технический паспорт из БТИ.
- Кадастровый паспорт на квартиру, содержащий кадастровую стоимость квартиры (он необходим для расчета нотариального тарифа за выдачу свидетельства о праве на наследство).
- Правоустанавливающий документ на квартиру, подтверждающий происхождение собственности наследодателя. Это может быть, например, договор передачи квартиры в собственность граждан (приватизации), договор купли-продажи, договор дарения, договор мены, договор пожизненного содержания с иждивением (ренты), свидетельство о праве на наследство, решение суда.
Если вдруг вы обнаружили, что каких-то документов у вас нет, то их можно восстановить.
При утере документов, подтверждающих собственность, необходимо заказать выписку из ЕГРН в Росреестре или МФЦ. Этого будет достаточно для нотариуса для открытия наследственного дела. Остальные документы на собственность нотариус может запросить самостоятельно у компетентных органов.
При утере документов, подтверждающих родство, то необходимо восстановить их через тот орган ЗАГСа, в котором был выдан документ. Если обращение именно в тот отдел ЗАГСа невозможно, то нужно подать запрос в ЗАГС по месту жительства, и уже его сотрудники отправят запрос в необходимый вам орган ЗАГСа на территории РФ. Однако, учитывайте, что эта процедура долгая — может занять два-три месяца.
Если вы не знаете, где находится завещание,тогда вы должны обратиться к тому нотариусу, который его делал: он выдаст дубликат в течение 5-10 дней. Если вы не знаете, у какого именно нотариуса оформлялось завещание, вы можете направить запрос в соответствующую нотариальную палату (опять-таки это может сделать и любой нотариус), и там выдадут копию для наследственного дела.
При обнаружении ошибок (опечаток) в документах на собственность или в подтверждающих родственные связи документах, исправления можно через суд.
Второе - выделить долю в наследстве.
Тут есть три варианта развития событий.
1. Вы супруг/супруга умершего человека.
Вам необходимо подтвердить нотариусу, что квартира входит в состав совместно нажитого имущества (если оно имеется).
В этом случае доли наследования будут выглядеть так:
- ½ квартиры сразу выделяется вам.
- Если квартира оформлена на вас, то в состав наследства будет входить вторая часть — ½. Эта доля распределятся нотариусом между наследниками в равных долях.
Кстати, если оформлено завещание на всю квартиру, а она нажита в браке, то в состав наследства по завещанию входит только половина квартиры, а не вся квартира целиком.
2. Вы супруг/супруга умершего, и наследуемая квартира куплена на ваши деньги.
Доказать, что квартира куплена на ваши средства, увы, можно будет только через суд. Добиться признания права на всю квартиру довольно сложно (сложна сама процедура), но все-таки возможно.
3. Вы ребенок умершего человека, но не от последнего, а от предыдущего брака.
Если квартира оформлена, например, на супругу вашего отца, то вам нужно представить заявление о включении в наследственную массу половины квартиры отца. Квартира может или полностью принадлежать вашему родителю, или быть совместно нажитым имуществом. Процесс раздела при этом будет различным. Если имущество личное (нажитое до брака или полученное по безвозмездной сделке), то квартира полностью входит в наследственную массу. Если же квартира нажита супругами в браке, то в этом случае в наследственную массу включается лишь ее половина.
Третьим этапом будет получение свидетельства о праве на наследство.
Свидетельство о праве на наследство выдается обычно по прошествии 8-12 месяцев после смерти. Это в случае, если нет судов и споров с наследниками, а на руках есть все необходимые документы. Если вы хотите вступить в наследство максимально быстро, лучше обратиться к юристу и составить поэтапный план.
Свидетельство о праве на наследство выдает нотариус; оно печатается на специальном бланке под определенным номером, который регистрируется в реестре. В случае потери документа его можно восстановить у того же нотариуса.
Четвертый этап - регистрация права собственности.
Вы можете сделать это самостоятельно или воспользоваться услугами нотариуса.
- Через нотариуса. Выданное нотариусом свидетельство о праве на наследство он сам может подать на регистрацию (в электронном виде). Через три-пять рабочих дней у вас будет зарегистрированная собственность. За более подробной информацией можно обратиться в ближайшую нотариальную контору.
- Через юриста. Без него вам не обойтись, если есть спор о наследовании, а регистрация прав происходит на основании решения суда. Если у вас банально нет времени регистрировать право собственности самостоятельно, то юрист соответствующей квалификации может сделать это за вас. Вам нужно будет оформить нотариально заверенную доверенность.
-
Самостоятельно. Для этого необходимо обратиться в МФЦ или Росреестр с заявлением о регистрации права собственности. Нужно представить следующие документы: свидетельство о праве на наследство на квартиру, квитанцию об оплате государственной пошлины (2 тысячи рублей), заявление.
Есть еще один немаловажный нюанс. Если квартира принимается в наследство через суд (например, когда нарушены допустимые шестимесячные сроки на принятие наследства, и вам приходится восстанавливать свои права позднее), то лучше проконсультироваться с юристом, так как вы можете обратиться в суд по одному требованию (объекту недвижимости) только один раз. Если допустите ошибку — повторно обратиться будет уже нельзя.